?

Log in

No account? Create an account

Tue, Aug. 1st, 2006, 09:17 pm
Хокку сегодня

Поверх дороги
Яблоки над головой.
Что ли подпрыгнуть?

Wed, Aug. 2nd, 2006 06:45 am (UTC)
3xyc

Кстати, слышали ли Вы о танкетках Вернитского?
http://www.litera.ru/slova/26/Anthology

Wed, Aug. 2nd, 2006 07:00 am (UTC)
575108

Видал. Особо впечатляет заявка на новаторство, но , видимо, уж очень хочется славы. Жаль, он не знает, что "двустрочные" хокку в Японии уже в начале 20-го века писали и называли, как ни странно, попрежнему хокку. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Wed, Aug. 2nd, 2006 07:11 am (UTC)
3xyc

Ух ты.. не знал! Спасибо за интересный факт.
Да, видимо, заявка на новаторство неправомочна. Но там ещё говорится о 2/6.
Однако, сколько очень даже симпатичных текстов породила эта страница в Словесности.

Wed, Aug. 2nd, 2006 07:27 am (UTC)
575108

Ну, тексты хорошие от названия не зависят. Не могу найти на полках
"Японская поэзия Серебряного века: Танка, хайку, киндайси" в переводах Долина. Там имя и хокку станствовавшего дзенского поэта, который так писал.

Wed, Aug. 2nd, 2006 08:32 am (UTC)
575108

Вот нашел правильную ссылку в сети:
http://lib.meta.ua/index.php?book_id=8510
TАНЭДА САНТОКА
"
Танэда Сантока, умерший накануне вступления Японии в "большую войну", являет собой пример последнего дзэнского поэта-странника, свободного от всех условностей и ограничений своей непростой эпохи, от всех искусственных напластований традиции и фракционных литературных пристрастий. Жизнь этого неприкаянного бродяги, чьим кумиром всегда оставался Басе, служит как бы переходным звеном от многих поколений дзэнских мастеров и подвижников прошлого к послевоенному поколению американских поэтов-хиппи, скитавшихся по японским островам в жажде обрести "сатори". Выходец из отдаленной провинции, Сантока в восемнадцать лет перебрался в Токио и поступил на литературный факультет университета Васэда только затем, чтобы через год бросить учебу, полностью отдавшись сочинению "хайку". Семейство Танэда к тому времени полностью разорилось, и неудачливый школяр пустился бродяжничать без гроша в кармане, попутно слагая стихи. На острове Кюсю в монастыре Хоондзи он постригся в монахи и снова отправился странствовать с ритуальной дзэнской плошкой для милостыни в руках. Некоторое время он жил в горной хижине в родной префектуре Ямагути. Затем снова последовали годы странствий. На склоне лет поэт-скиталец нашел пристанище на родине Масаока Сики, неподалеку от города Мацуяма, в уединенном приюте,
который он назвал Иссоан - Убежище одинокой былинки. Хотя среди любителей и знатоков "хайку" Сантока еще при жизни пользовался репутацией виртуоза-эксцентрика, многие его книги стихов и путевые очерки увидели вет
только после смерти поэта. Его посмертная слава превзошла все ожидания. Свитки со стихами и каллиграфическими надписями Сантока стали желанной добычей коллекционеров и литературных музеев. О нем было написано множество серьезных исследований, что, впрочем, вряд ли обрадовало бы самого поэта. Ведь он всегда чурался мирских соблазнов, не искал популярности, стремился жить сообразно с бегом облаков и током вод. Свою душу, заключенную в лапидарных строках "неправильных", неканонических _хайку_, как и свою
бренную плоть, он считал органической частью Природы. Простота его сочинений порой может показаться чрезмерной, но нельзя забывать, что перед нами чистейший образец дзэнского искусства, где в простом таится сложное, в малом - великое, в пустоте - наполненность

Как я выгляжу сзади? -
Весь мокрый, бреду под дождем..."

Wed, Aug. 2nd, 2006 05:31 pm (UTC)
3xyc

Господи, убежище одинокой былинки.. вот как надо жить..)))
Гостевую танкеток чуть бОльше всколыхнуло)) http://www.litera.ru/slova/26/Guestbook?
А.В. - это Алексей Верницкий.

Wed, Aug. 2nd, 2006 06:14 pm (UTC)
575108

Спасибо. Особенно впечатлило следующее высказывание:
"Мне кажется, совсем не обязательно писать в жестких формах танкетки или хайку, особенно если не получается. Ведь есть и другие формы. Например, так называемые "русские хайку". в конце концов , есть просто верлибр."
Вот это "особенно если не получается" - очень правильно. Может на прозу перейти? Там другие люди. Они разберутся.
Кстати все ли знают, что танкетки это фасон туфель? Может, понятней было бы назвать "полуботинки"? А то лишние коннотации возникают.

Thu, Aug. 3rd, 2006 06:27 am (UTC)
3xyc

Про фасон туфель Верницкий, как мне помнится, во вступительной статье к танкеткам упоминал)) Он по этому поводу не комплексует.
Лично для меня "танкетки" - источник вдохновения многих интересных авторов. И способ очень красивого(на мой взгляд) проявления их в этой экстремально жёсткой форме.
И, конечно, то, что вокруг "танкеток" возникают споры, в том числе и об их вторичности по отношению к японской поэзии - это тоже хорошо.

Thu, Aug. 3rd, 2006 07:24 am (UTC)
575108

Кто же против хороших произведений? Просто к Японии это вобще не имеет отношения. Для них 5-7-5 естественные ритмы (для меня тоже со временем стали), более длинные стихи тоже в них писались, и они решали задачи очень далекие от формальных. Мне хокку близко как форма выражения мироощущения дзен. А его жесткая форма сродни канону русской иконы, внутри него чудеса делали.

Thu, Aug. 3rd, 2006 07:50 am (UTC)
575108

Насчет названия "танкетки". У меня другое чувство языка. Название для меня переводит жанр в разряд "детских приколов", и я теряю к нему интерес. (Может быть зря, но на свете мого интересного и без того.)

Mon, Aug. 27th, 2007 03:39 pm (UTC)
marklyando: история + танкетки

История + танкетки
marklyando
2007-08-27 03:26 pm UTC (ссылка)
Между нами ,видишь ли,разница в том, дорогой Володя, что ты все- таки физик и дзен буддист, а я хоть и люблю все это, все же много лет живу в европейской традиции , и главным образом в ее пушкинском изводе, и для меня история( Истор и я) , которой я занимался немало,не картинки и побасенки а живая махина из взаимосвязанных человеков и событий , катастроф и спасений, на кою и ты можешь повлиять хотя бы словом или наоборот неучастием, уходом в горы Алашань, или опять наоборот - письмом своим как Чаадаев или песней,как тот самый Галич. И мои главные маяки все же не столько Басе или даже Тао Юань Мини Ван-Вэй, а Данте,Гете и Пушкин " поэт империи и свободы" по словам Георгия Федотова с его "Медным всадником".

А "танкетку" Верницкого ты обругал как хокку - классик ,наверное,првавильно ,хотя и"неправильные" вещи иной раз породить целый поток интересностей, откроют некий шлюз - миниформы, видимо ,сейчас актуальны

Или скажешь вослед тому же А.П. " Иная, тайная доступна мне свобода: Зависеть от ЦК ? Зависеть от народа - на все ли нам равно?" И будешь прав ты, а не я? Или мы оба неправы?


М :)

(Ответить)(Уровень выше)

Mon, Aug. 27th, 2007 03:53 pm (UTC)
575108: Re: история + танкетки

Находясь "в европейской традиции", ты, следуя ей, забываешь задуматься, где находится история, ее события, Данте,Гете и Пушкин, и вообще прошлое. Предъявить его ты не можешь (только слова и образы), следовательно, во внешнем мире его нет. Так где же оно тогда, как не в твоем (и в других, но по-другому) сознании? Восток тут даже ни при чем (хотя это обнаружили философы буддизма), простой "здравый смысл", хотя и возмущающий наивную веру традиционных европейцев.:)
А вслед Пушкину скажу: да:)))

Mon, Aug. 27th, 2007 05:14 pm (UTC)
marklyando: Re: история + танкетки

Ну вот и ладушки! Но, все ж таки, слова и образы ... "прошлого" Пушкина!
У нас в в мозгу и в печенках - а где же еще ? А говорят,что и Вселенная без нас была бы другой! А может никакой? без наших-то "картинок"?
:)))))))))))))))) :)))))))))))))))) !

Mon, Aug. 27th, 2007 06:55 pm (UTC)
575108: Re: история + танкетки

Никакой, конечно! Да ее и нет помимо сознания. Сознание и есть вселенная. Правда не "мое", потому что "я" тоже нечто, наблюдаемое "сознанием". Тут слово "сознание" ничего не означает, а просто указывает на невыразимое:))))

Mon, Aug. 27th, 2007 07:16 pm (UTC)
marklyando: Re: история + танкетки

Знающие не говорят, говорящие не знают
:::::::::::::: ))))))))))))))))) ::::::::??????????????? .-.-.-.

Wed, Aug. 2nd, 2006 07:12 am (UTC)
3xyc

Можно постануть ссылку на этот диалог в Словесности? Может, родится истина?

Wed, Aug. 2nd, 2006 07:20 am (UTC)
575108

Нет проблем.

Wed, Aug. 2nd, 2006 08:26 am (UTC)
(Anonymous): улыбаюсь

ссылка прошла, подтверждаю!
ТИНА(один из авторов танкеток)
С наилучшими
(Deleted comment)

Thu, Aug. 3rd, 2006 06:28 am (UTC)
3xyc

Кайф))))))))

Thu, Aug. 3rd, 2006 07:40 am (UTC)
575108

А как Вы узнали, что я физик?
(Deleted comment)

Thu, Aug. 3rd, 2006 02:46 pm (UTC)
575108

А со связью круче было бы. Но все равно, спасибо!:)))

Tue, Sep. 5th, 2006 03:23 pm (UTC)
(Anonymous): c

и вроде не строже он
закона иного продукта,
раз есть гравитация,
ведь падают рыба и мясо,
сыры и другие колбасы,
и им не дана левитация...
Тина
( одитн из авторов танкеток на СС)

Tue, Sep. 5th, 2006 03:24 pm (UTC)
(Anonymous): c

и вроде не строже он
закона иного продукта,
раз есть гравитация,
ведь падают рыба и мясо,
сыры и другие колбасы,
и им не дана левитация...
Тина
( один из авторов танкеток на СС)
исправляя очепятку - повторяюсь, сорри!

Tue, Sep. 5th, 2006 03:30 pm (UTC)
575108: Re: c

Рыба и мясо
Обычно прыгают вниз.
В человек вверх.